Уже не первый год налоговая служба агитирует плательщиков налогов сдавать налоговую отчетность в электронном виде. Создан целый ряд услуг, который поможет любому плательщику, желающему отчитываться средствами телекоммуникационной связи, освоить систему и даже получить бесплатно программное обеспечение “Система формирования и подачи в органы ГНС средствами телекоммуникационной связи налоговой отчетности, налоговых накладных и реестров налоговых накладных в электронном виде”.

Действующее налоговое законодательство позволяет плательщику налогов предоставлять налоговую отчетность налоговому органу в электронном виде исключительно по добровольному решению при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, который определен законодательством.

Однако необходимо напомнить, что, начиная с 1 июля 2010 года согласно нормам Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20 мая 2010 года №2275-VI плательщики налога на добавленную стоимость обязаны предоставлять в органы налоговой службы вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость копии реестров, полученных и выданных налоговых накладных в электронном виде.

Налоговые документы, предоставленные в электронном виде с обязательными реквизитами (в том числе с электронной цифровой подписью плательщика налогов), являются оригиналами, имеют юридическую силу, должны храниться и могут использоваться во время судебного или досудебного разрешения споров. При этом на бумажных носителях налоговые отчеты предоставлять не надо. Данная норма закреплена Инструкцией по подготовке и предоставлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, которая утверждена приказом ГНА Украины от 10.04.2008 №233. Однако необходимо отметить, что в случаях, когда налоговая отчетность предоставляется на магнитных дисках, флеш-картах, компакт-дисках, необходимо прилагать распечатанные оригиналы документов на бумажных носителях.

Для предоставления налогового отчета в электронном виде на него налагают электронные цифровые подписи (далее – ЭЦП) должностных лиц плательщика налогов в следующем порядке: первой – ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй – ЭЦП руководителя (директора), третьей – ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов. Если должность бухгалтера вакантна либо отсутствует, электронные цифровые подписи налагаются в следующем порядке: первой – ЭЦП руководителя (директора), второй – ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов. Аналогично электронные цифровые подписи налагаются и для плательщиков налогов – физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности: первой – ЭЦП плательщика налогов – физического лица, второй – ЭЦП, являющаяся аналогом оттиска печати плательщика налогов.

Свидетельством о получении налоговой службой налоговой отчетности от плательщика являются две квитанции: первая – о получении налогового документа в электронном виде, удостоверяющая время представления отчетности, вторая – о приеме налогового документа в электронном виде, удостоверяющая факт приема электронного отчета или неприема, с указанием причин. Законом Украины от 22 мая 2003 года №851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте», которым регулируются отношения, возникающие в процессе создания, отправления, передачи, получения, хранения, обработки, использования и уничтожения электронных документов, определено, что обращение электронных документов может осуществляться через посредника – лицо, которое в установленном законодательством порядке предоставляет услуги по приему, передаче (доставке), хранению, проверке целостности электронных документов. При использовании услуг посредника, так называемого оператора, в системе представления налоговых документов в электронном виде первую квитанцию (удостоверяющую факт и время представления отчета) плательщик налогов получает от него.

Если в адрес плательщика налогов не поступила первая квитанция, то налоговый документ считается неполученным; вторая квитанция является подтверждением плательщику налогов приема его налоговых документов в базу данных ГНС в электронном виде в текстовом формате. В ней содержатся реквизиты принятого налогового документа в электронной форме, соответствие налогового документа в электронной форме формату электронного документа, результаты проверки электронной цифровой подписи, информация о плательщике налогов, дата и время приема, регистрационный номер, налоговый период, за который представляется отчет, и данные об отправителе квитанции. На данную квитанцию налагается ЭЦП органа ГНС, осуществляется ее шифровка и направление плательщику налогов средствами телекоммуникационной связи. Второй экземпляр второй квитанции в электронном виде хранится в органе налоговой службы.

Программное обеспечение “Система формирования и подачи в органы ГНС средствами телекоммуникационной святи налоговой отчетности, налоговых накладных и реестров налоговых накладных в электронном виде” постоянно обновляется. Последнее обновление произведено по версии 1.29.1 от 31.08.10. Обновление 1.29.1 устанавливается лишь на версию 1.29. С помощью этой версии обновления можно сформулировать приложение 1 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость “Расчет корректировки сумм НДС” и приложение 5 “Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов”.

Загрузить обновление можно на веб-сайте ГНА Украины по адресу: www.sta.gov.ua, Раздел главного меню: ”Плательщикам налогов об электронной отчетности”/Подраздел: “Программное обеспечение”. В том же разделе представлен перечень ответственных специалистов органов налоговой службы и контактные телефоны, по которым можно получить компетентную консультацию относительно предоставления налоговой отчетности в электронном виде и заключения договоров.
 

Отдел массово-разъяснительной работы и обращений граждан ГНА в г. Севастополе