Работа для большинства людей – одна из самых главных частей жизни. Для многих она определяет настроение, мироощущение. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе профессии. Надо уметь правильно писать резюме и вести себя на собеседовании. Ощущение необходимости перемен приходит к людям в разном возрасте. Кто-то боится бросать всё, кто-то следует голосу сердца. “Объявления Севастополя” подготовили цикл материалов с руководителем отдела технологий кадрового менеджмента Центра кадровых технологий “Успех” Татьяной ШАПОШНИК.


 
Утро. Хмурые люди плетутся на работу. Приходят в офис. А там все наводит тоску. Уже с утра только и живешь мыслью, когда же обед, вечер и снова дом. Начальство всякую инициативу душит на корню. Появляются идеи, как повысить продажи товара, но понимаете, что вас никто не хочет выслушать, и опускаете руки.

Знакомо? Может, вы засиделись на одном месте? Может, пора сменить место работы или сферу деятельности? Тогда смело приступайте к поискам. Помните: грамотные специалисты нужны везде.

Кстати, на Западе принято менять работу каждые три-четыре года. Так иностранцы повышают свой профессионализм и приносят максимальную прибыль компании.

Конечно, мы живем не на Западе. Для многих людей работа по-прежнему остается чем-то священным. И каждые три-четыре года немногие готовы принимать столь радикальное решение. Тем более, что в сорок лет, как правило, наступает кризис среднего возраста. Человек начинает жить еще и  потребностью в переменах. Хочется поменять всё. Психолог советует: “Не подавляйте в себе эти желания. Если не устроитесь на другую работу, то смените что-то иное. Например, жену”. В этом случае полезна помощь психолога.

Если вы все-таки пришли к выводу, что прежнее место работы не позволяет реализоваться в полной мере. Если все же решились на смену места работы, то глупо сразу хвататься за газеты объявлений или обклеивать столбы своим резюме. Сначала надо выявить свои ценности, определить жизненные приоритеты и наметить основные пути решения. На это способен только профессиональный психолог. Если вы обратились за психологической помощью, то первое, что вам грозит – это коучинг. Не пугайтесь иностранных слов! На деле, беседуя с коучем (специалистом по бизнес – консультированию), вы самостоятельно формируете свои жизненные цели, строите рабочие планы и достигаете желанных результатов.

 - Часто мы проводим коучинг со студентами либо выпускниками вузов, – приводит пример Т. Шапошник. – Ребята могут доучиться до четвертого курса или уже закончить университет, а только потом задаться вопросом: а там ли я учился, а по этой  ли специальности я хочу работать в будущем?!

Коуч, используя элементы SMART-планирования (стратегического планирования), поможет составить план развития буквально на всю жизнь. Основные задачи, которые придется решить, – это определение собственных ресурсов, потенциальных способностей. Выявив плюсы, обращаются к минусам: а чего не хватает? Покончив с самокопанием, переходят к сокровенному “что делать?”.

Психологи утверждают, что на разных этапах жизни человек ставит перед собой разные цели. Это не связано с возрастом, а, скорее, с развитием личности. Например, на вопрос работодателя: “Зачем вам эта работа?” – вы ответите: “Иметь крышу над головой. Прокормить семью”. Он автоматически поймет, что вы находитесь на низшей ступени в “пирамиде” американского психолога А. Маслоу – физиологической (см. рис.). Значит, вы, как пещерный человек, стремитесь удовлетворить только витальные потребности. Так что поручать вам   какие-то творческие задачи и ставить вас на управленческие позиции просто бесполезно. Если на собеседовании на тот же каверзный вопрос вы признаетесь, что одних денег для вас мало, вам уже необходимы признание коллег. В таком случае работодатель придет к выводу, что вы растете и стремитесь к движению по имеющимся ступеням.
 
Успех этого этапа полностью зависит от вашего умения составлять резюме. Оно должно быть кратким, эффектным и качественным. Одним словом, креативным. Например, Татьяна признается, что когда она устраивалась на работу, то резюме написала стихами. Резюме не должно быть безликим. Потому что даже в Word’е на компьютере есть программа “Мастер-резюме”. Вводите свои параметры, пару минут – и дело готово. Но если вы по-настоящему жаждете найти работу, то все же лучше поработать самому, а не вверять судьбу машине. Надо четко определить и написать цель жизни, объективно изложить свои профессиональные знания и навыки. Главное: не переусердствовать и не приукрашать.

Определив личные “про” и “контра”, переходим к следующему этапу. О том, что вы ищете работу, должно знать как можно больше людей. Это как раз тот случай, когда все методы хороши. Разместите резюме на специальных сайтах в Интернете. Можно потратить чуть больше денег и сделать так, чтобы ваше резюме выскакивало на каком-нибудь популярном сайте каждый раз, как он загружается. Это называется VIP-резюме. Прозванивайте по телефонам, которые размещены в газетах объявлений. Можно организовать “сарафанное радио”. Рассказывать всем знакомым и друзьям о своих жизненных переменах. И просите, чтобы те рассказывали о вас своим знакомым. Так повышаются ваши шансы добыть новое место.

Дальше – первый звонок от работодателя. Необходимо помнить, что вас “прощупывают” по телефону. Поэтому надо перед этим хорошенько попотеть над самопрезентацией. Не стоит торопиться и взахлеб перечислять собственные достоинства. Необходимо выработать спокойный колоритный голос. Чтоб уже на этом этапе у менеджера по персоналу сложилось благоприятное впечатление о вас. Так увеличиваются шансы, что вас пригласят на собеседование.

Итак, личная встреча с представителем выбранной фирмы – это основное поле битвы за рабочее место. На собеседовании, как правило, круг вопросов один и тот же, так что менеджеры по персоналу советуют сесть дома и прописать на бумаге ответы. Обычно работодателя интересует предыдущий опыт работы. Нужно упомянуть все места, где трудились. На последних двух-трех стоит остановиться подробнее. Необходимо объяснить, почему ушли, но не стоит поливать грязью предыдущего руководителя. Не надо говорить, что разошлись во взглядах. Это может насторожить потенциального работодателя. Т. Шапошник советует использовать более мягкие формы. Например: вас не устраивала зарплата, которая не соответствует объемам работы. Другие стандартные вопросы на собеседовании касаются ваших целей и мотивации. Важно не акцентировать внимание только на деньгах. Лучше доказать необходимость вашего роста как специалиста. Крупные компании очень трепетно относятся к корпоративной культуре, которая включает в себя правила поведения, дресс-код, общие праздники, принятые в этой компании. Поэтому менеджеры по персоналу будут оценивать уровень профессионализма будущих специалистов даже больше, чем профессиональные качества. Так, например, одного главного бухгалтера не взяли на должность финансового директора, потому что он упомянул среди своих достижений несколько прыжков с парашютом. Работодатель рассудил так: как может такой рискованный человек иметь дело с крупными суммами денег?! Так что внимательно относитесь к своим словам. В конце собеседования нельзя настаивать на повторной встрече, не навязывайте свой номер телефона, а дождитесь обратной реакции со стороны работодателя. Надо вежливо поблагодарить его за то, что нашли время встретиться.

Естественность, юмор, лояльность – основные составляющие достижения успешного результата. Не надо бояться ходить на собеседования. И чем больше вы ходите, тем быстрее накапливаете опыт и вырабатываете вашу личную стратегию прохождения собеседования. Это автоматически повышает ваши шансы.

Пелагея ПОЛЕНОК