Тех, кто любит “путешествия на диване”, я снова приглашаю в исторический путь. Впрочем, и сегодня его легко проделать не только виртуально: садимся на катер из Артбухты и 7-8 минут движемся по красивейшему из маршрутов общественного транспорта. Завидуйте: удивительная возможность сочетать обычную дорогу домой с любованием великолепным пейзажем каждодневно доступна тем, кто живёт в уютном микрорайоне со странным для уха приезжего названием – Радиогорка. Жаль, человек имеет свойство привыкать к любым красотам! Что ж, дабы освежить “замыленный” взгляд и восстановить затёртые файлы памяти, сегодня снова попробуем посмотреть на привычное под новым углом.

Казалось бы, кроме замысловатой постройки у катерного причала, особых исторических достопримечательностей район не имеет. Но это только на первый взгляд. Уже второй и третий открывают поразительные глубины прошлого. Вообще-то, даже не все местные жители знают, что Радиогорка – это мыс, который отделяет Константиновскую бухту от бухты Матюшенко. По поводу названия его однозначных версий нет. Говорят, что здесь могла находиться одна из двух радиостанций, установленных А.С. Поповым летом 1901 г. для испытания радиосвязи с кораблями. Это было во второй приезд Попова в Севастополь. Впервые изобретатель радио прибыл в город в сентябре 1899 г. Он и его помощники тогда собрали три радиостанции на кораблях Черноморского флота: во время манёвров суда поддерживали связь друг с другом по радио. А вот в следующий раз под руководством Попова радиостанции были установлены также на берегу, вполне вероятно, что одна была и на нашем мысу. Кроме того, мыс называли Нахимовским (Нахимовской батареей) – после смерти прославленного адмирала батарея, расположенная здесь, стала носить его имя. Местность имела и ещё одно, менее серьёзное, наименование – Магдалиновка. До революции район мыса был известен увеселительными заведениями, отсюда и соответствующее название. По другой похожей версии, топоним связан с одним из кораблей зарождавшегося Черноморского флота, звавшимся “Святая Магдалина”. То ли сам корабль, то ли моряки с “Магдалины”, видимо, умудрились оставить какой-то заметный след в душах местных жителей.

Конечно, главной достопримечательностью мыса все назовут великолепное строение, что очень заметно в морском фасаде города. Построено оно из известняка в виде буквы “С” и боковых крыльев, называется Михайловской батареей. Сначала (около 1794 года) для защиты входа в бухту в этом же месте была построена земляная батарея. В 1843-1846 гг. на месте земляной по проекту инженер-полковника Фелькерзама выстроили казематированную двухэтажную батарею второй линии обороны бухты. Название своё она получила в честь внука Екатерины II великого князя Михаила. У Михайловской батареи своеобразная судьба – она почти не принимала участие в борьбе с англо-французским флотом, бомбардировавшим город и его укрепления 5 октября 1854 г. В тот же месяц на батарее разместили больных и раненых, перевезённых из морского госпиталя, после окончания Крымской войны батарея и вовсе потеряла своё боевое назначение. В конце XIX – начале XX вв. служила складом и казармой (Михайловской казармой) для рот 2-го батальона Севастопольской крепостной артиллерии. Солдаты, размещавшиеся здесь, принимали активное участие в вооружённом выступлении артиллеристов гарнизона крепости против царского самодержавия в мае 1906 г. Потом бывшая батарея снова скучно жила как склад. А во время второй обороны Севастополя, когда фашисты прорвались на Северную сторону, здесь был опорный пункт, стойко отражавший атаки противника. По сей день на внутреннем фасаде здания батареи видны повреждения от пуль и снарядов, но памятник сохранился почти в первоначальном виде, не считая послевоенных пристроек временного типа.

Поднимаемся от причала вверх – есть у нас для сегодняшнего чтения ещё одна страница из книги былого. Неоднозначно её восприятие, вероятно, многие предпочли бы предать забвению эти строки, но история требует правды. На территории современного микрорайона, там, где нынче стоят 5- и 9-этажки и играют во дворах дети, раньше находилось кладбище. Образовано оно было в октябре 1854 г. по приказу вице-адмирала В.А. Корнилова. Первоначально его называли Западным, а после Крымской войны стали звать Михайловским. В ходе обороны города здесь было похоронено немало павших в боях героев, после Крымской войны на кладбище продолжали производить захоронения моряков, военных чиновников и членов их семей. И в 1905-м, и в 1917-1919 гг. здесь ещё находили вечный покой солдаты и матросы, поднимавшиеся на восстания против старой власти и погибшие в боях за новую. Благоустроенное и огороженное невысокой стеной кладбище в советское время пришло в запустение, а в середине 1980-х годов по решению исполкома Севастопольского городского совета было передано под застройку жилыми домами. На Братское кладбище перенесли останки многих наших смелых пращуров, но далеко не все… Новый, пахнущий свежей стружкой и краской район быстро вырос. А напоминанием о том, что здесь было, остался лишь гранитный памятник – массивный, крестообразный, с накладным изображением креста из тёмного полированного гранита и 2-х орудийных стволов, поставленных в виде колонн. На “пятачке” между магазинами и пивным баром находится сейчас братская могила моряков парохода “Веста”. В ней похоронены 12 офицеров и матросов, погибшие 11 июля 1877 г. в бою с турецким броненосцем “Фетхи-Буленд”. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. экипаж военного парохода “Веста” в районе устья Дуная, несмотря на абсолютное превосходство неприятеля, пять с половиной часов вёл неравный бой. Русские нанесли турецкому кораблю тяжёлое повреждение и вынудили его покинуть место сражения. В этом бою впервые в мире наши моряки применили гальваническую систему автоматической стрельбы из орудий. Управлял ею подполковник морской артиллерии К.Д. Чернов, павший в сражении. “Веста” вернулась в Севастополь. Погибших похоронили на Михайловском кладбище. В 1880 г. на братской могиле был установлен памятник. Конечно, никто не спорит, жизнь продолжается, но может, иногда достаточно просто помнить?..

 

Подготовила Анна Шмелева