Снова знакомые ступени из красного мрамора. Такие величественные и такие родные. Когда бы ни оказалась рядом, куда бы ни спешила – все равно сверну с намеченного маршрута и спущусь к самой воде. Для меня всегда было и останется что-то магическое в каждой минуте, которую я провела на деревянной пристани, слушая плеск моря под ногами. Так, наверное, на протяжении двух столетий стояли здесь люди, провожая корабли, уходящие вершить историю.

С Графской пристанью связано множество славных событий, которые навсегда вписаны в историю. Стоит только взглянуть на мемориальные доски, которых здесь предостаточно. Так, две мемориальные доски укреплены над скульптурами с обеих сторон колоннады. Надпись на левой напоминает о том, что 22 ноября 1853 года здесь торжественно встречали героев Синопского сражения вице-адмирала П.С. Нахимова и русских моряков. Надпись на правой доске гласит, что с этой пристани 27 ноября 1905 года мятежный лейтенант П.П. Шмидт отправился на крейсер «Очаков», чтобы возглавить восстание кораблей флота. Спустившись вниз, прочтем мемориальную доску из красного полированного гранита, что на подпорной стенке с правой стороны причала: «Здесь, войдя в бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Україна». Корабль погиб под ударами вражеской авиации, его личный состав сошел на берег и продолжал борьбу на подступах к городу. На другой подпорной стене такая же доска в память о соотечественниках, которые были вынуждены покинуть родину в ноябре 1920 года. Конечно, все эти памятные надписи запечатлели лишь малую часть событий из долгой биографии пристани, причем сравнительно поздних. Ведь пристань, по сути, была одной из первых построек в Севастополе: дата закладки – 3 июня 1783 года.

Руководил строительством Д.Н. Сенявин, в то время флаг-офицер (походный начальник штаба) эскадры. Позднее он писал: «Пристань сделана с небольшим в месяц из тесаного камня». В 1787 году к приезду императрицы Екатерины II пристань благоустроили, тогда же она получила официальное наименование – Екатерининская. Но среди горожан утвердилось другое название – Графская. Здесь в 1787 году контр-адмирал граф М.И. Войнович, с 1786 по 1790 год командовавший севастопольской эскадрой, вместе с командирами кораблей и старшими офицерами эскадры приветствовал императрицу, докладывал о благополучии флота и города. Именно М.И. Войновичу Графская пристань обязана своим названием: контр-адмирал имел обыкновение садиться у пристани в шлюпку. Позже адмирал М.П. Лазарев написал в Петербург: «Граф Войнович никогда не заслуживал, чтобы великолепная эта пристань называлась его именем. А дали ей это название просто без всякого намерения». В тридцатых годах XIX века Графскую украсили каменными ступенями, а в 1837 году М.П. Лазарев, командир Черноморского флота и портов, решил завершить ее благоустройство. Проект в том же году был выполнен военным инженером Джоном Уптоном, представлен Николаю I и 9 марта следующего года «высочайше утвержден, за исключением колоннадной галереи, которая исключается вовсе». Запрещалось строить именно тот портик, который считается лучшей частью всего ансамбля. Пристань так и была достроена: с павильонами по сторонам, но без колоннады.

Попытки завершить ансамбль в задуманном варианте (с колоннадой) не были оставлены. М.П. Лазарев продолжал обращаться с просьбами о строительстве. В качестве довода даже приводилась история, что некий извозчик, будучи пьян, однажды съехал в темноте по лестнице и свалился с экипажем в море. Наконец «Чертеж Екатерининской пристани в Севастополе с показанием предполагаемой колоннады» был утвержден в октябре 1844 г., и через два года портик построили. Перед лестницей поставили двух мраморных львов, а в нишах четыре мраморные статуи (две их них, обращенные к пл. Нахимова, к сожалению, не сохранились) работы итальянского скульптора из Каррары Фердинандо Пелличио.

Итак, облик Графской пристани окончательно оформился и вполне соответствовал роли главного парадного причала – с таким расчетом она и строилась. Внешнее величие и благородство достигнуто простыми приемами – правильно найденными пропорциями, соизмеримостью как отдельных деталей, так и входящих в комплекс элементов. Здесь надо отдать должное создателю пристани, о котором мы уже упоминали выше, – англичанину на русской службе Джону Уптону. Сведений о его жизненном пути немного. Жил инженер-полковник в Севастополе примерно с 1830 по 1854 г., проектировал и строил доки и водопровод на Корабельной стороне, провел изыскания и выполнил проект планировки центральной части города. Вероятно, по его же проекту строилось и несохранившееся здание, известное под названием Морского собрания. Находилось оно у подножия холма, на котором разбит Матросский бульвар – напротив памятника П.С. Нахимову, и – в соавторстве – здание Морской библиотеки, от которого осталась только Башня Ветров. Некоторые историки сообщают, что, когда английские войска в 1854 году высадились в Крыму, Джон Уптон не захотел сражаться против своей страны и покинул Севастополь. Но его потомки жили здесь, по крайней мере, до начала ХХ века – его сын С.И. Уптон до 1841 г. был главным архитектором города, а на старом городском кладбище сохранилась могила внука Д. Уптона с датой смерти – 1904…

Вот уже много лет Графская пристань служит визитной карточкой города на берегу южной части Севастопольской бухты. Здесь, как нигде больше в Севастополе, ощущается бег времени. Тени памятных событий, связанных с пристанью, смешиваясь с легким морским бризом, витают над ней. Эти ступени помнят, как император Александр I, ступив на деревянный помост в 1818 году, сказал командующему Черноморским флотом адмиралу А.С. Грейгу: «Адмирал, береги Севастополь. Это дорогой камень в короне моей». Помнят, как в 1854-55 годах в дни героической обороны Севастополя отсюда осуществлялось снабжение всех бастионов боеприпасами, снаряжением и продовольствием, поддерживалась связь с Северной стороной. Помнят и 26 августа 1855-го – вражеской ракетой была подожжена одна из стоявших у пристани барж, груженных порохом. Мощный взрыв превратил в руины Графскую, которую восстановили только после Крымской войны. А в ознаменование освобождения Севастополя в 1944 г. над главной пристанью города был поднят Военно-Морской флаг СССР.

В настоящее время к мелководному причалу пристани редко подходят катера, но она по-прежнему остается парадными морскими воротами города. Сюда в дни больших праздников причаливает катер с командующим флотом. К Графской приходят встречать рассвет выпускники школ города. Сюда снова приду и я, просто для того, чтобы постоять на деревянном настиле, слушая плеск волн и шепот истории.

Ксения Александрова