Сегодня мы отправимся на одну из окраин города. Да простят меня местные жители, сама почти оттуда, некоторые горожане “из центра” с большой натяжкой представляют, где находится эта территория. Им поможем: храм-пирамида Св. Николая, так хорошо просматривающийся со стороны Южной и доминирующий над стороной Северной, находится на Братском кладбище, а рядом с этими святыми местами, между кладбищем и ул. Челюскинцев, почти у самого выезда с Северной, расположен микрорайон, называемый местными жителями Бартеньевка (или ещё произносят без мягкого знака – Бартеньевка).

Но, прежде чем туда добраться, переплывём на катере на Северную сторону, т.е. в Северную бухту. Правда, до 1900 г. Северной называлась бухта другая – расположенная чуть западнее. Когда причал там пришёл в полную негодность, высадку пассажиров перенесли туда, где она происходит по сей день, а бухту назвали Северной, или Перевозочной. К 1910 г. соорудили новый причал для паровых катеров, и название окончательно закрепилось. Кстати, название “Северная сторона” появилось намного раньше – практически сразу после основания Севастополя. Так и нынче зовём мы местность на северном берегу Севастопольской бухты, от моря и почти до Инкермана. Два века тому здесь были сухарный завод, дача главного командира флота (в Голландии), казарма, дома для офицеров и военные склады. В годы первой обороны города сюда перебрались жить беженцы с Южной стороны. К 70-м годам XIX века все земли Северной принадлежали Морскому ведомству, лишь один небольшой хутор находился в частном владении. Жителями Северной стороны к началу века ХХ-го были в основном рыбаки и лодочники-перевозчики. А вот с окончанием строительства аварийного дока, т.е. к 1915 году, вокруг него начали селиться рабочие. И хотя массовое жилищное строительство в районах Северной развернулось только после Великой Отечественной войны, когда здесь появились крупные промышленные предприятия, ещё в 1887 г. на Генеральном плане города была показана небольшая деревня Базаржик…

После основания города в этой местности построили Северное военное укрепление. Со временем неподалёку возник базар, куда татары – жители ближайших сёл – привозили на продажу продукты. Нетрудно догадаться, что в переводе с татарского “Базаржик” как раз и означает “Базарное”. Тогда это был более чем самостоятельный населённый пункт, отделённый от Северной стороны обширным незастроенным пространством. В 40-е годы XIX века здесь начали селиться отставные матросы сухопутного ведомства, посёлок расширялся, и после первой обороны Севастополя его назвали Бартеньевкой, по имени Феодосия Дмитриевича Бартеньева (Бартеньева), командовавшего во время обороны гарнизоном Северного укрепления. Бартеньев был кадровым военным – закончил Морской кадетский корпус, служил на Балтике, участвовал в Наваринском сражении (за что награждён орденом Св. Владимира с бантом). 28 лет прослужил на Черноморском флоте, прошёл путь от мичмана до капитана 1-го ранга. В 1855 г. Феодосия Дмитриевича произвели в контр-адмиралы, в следующем году назначили комендантом и исполняющим обязанности военного губернатора Севастополя. Личность, как видите, достойная, но у истории своя правда, и в 1927 г. новая власть переименовала Бартеньевку (Бартеньевку) в Будёновку (Будённовку), во славу представителя своего пантеона – героя гражданской войны маршала С.М. Будённого. Всё как будто повторяется, заметили? Созвучные названия, третий раз заглавная “Б” в имени посёлка, и одна пропадающая буква в середине. Мистика или так – мелочи топонимики, неизвестно, но к 38-му году Будёновка вошла в состав Севастополя. Со временем, после Великой Отечественной, как-то исподволь, незаметно к микрорайону “вернулось” прежнее название. Только удивительные совпадения на этом не закончились: снова пресловутая вторая буква алфавита – в названии главной улицы района – улицы Богданова (тоже какая-то похожесть звучания, правда?) и основной исторической достопримечательности местности – Братского кладбища.

Главная улица Бартеньевки начинается там же, где микрорайон – от ул. Челюскинцев, и заканчивается вместе с ним – возле Братского кладбища. Выросла она ещё в 30-х годах XX века и называлась «шоссе Голландия». 8 июня 1954 г. шоссе переименовали в улицу имени Николая Васильевича Богданова. Командир 18-го гвардейского артиллерийского полка гвардии полковник Богданов участвовал в обороне Севастополя 1941-1942 гг. Сам командир и богдановцы-артиллеристы славились отвагой и отчаянной смелостью. В 42-м году полковнику Богданову за героизм, проявленный в дни обороны нашего города, присвоили звание Героя Советского Союза. Спустя всего год герой погиб при освобождении Брянска, где и похоронен на центральной площади.

Память многих других защитников города призван беречь уголок, расположенный в конце улицы, названной его именем. На южном склоне холма, возвышающегося над Северной стороной, в 1854 г., по инициативе вице-адмирала Корнилова, было основано кладбище, названное первоначально Петропавловским. На этой территории похоронены многие защитники Севастополя, как павшие в боях, так и завещавшие быть похороненными здесь умершие позже участники первой обороны. Среди них инженер-генерал Э.И. Тотлебен, генерал-лейтенант С.А. Хрулёв и множество известных и неизвестных героев. До революции Братское кладбище было святым местом, и практически все, посещавшие город, приезжали сюда поклониться павшим. А после гражданской войны оно постепенно пришло в запустение. В середине июня 1941-го линия фронта и вовсе проходила через территорию захоронений, с декабря местность подвергалась интенсивному обстрелу артиллерии и налётам авиации. Многие памятники были повреждены. Несмотря на то, что здесь появились могилы участников второй обороны, а в последующие годы также моряков, погибших при катастрофе линкора “Новороссийск” и атомной подлодки “Комсомолец”, старая территория особых изменений не претерпела. В советские времена “дореволюционные” памятники, конечно, с особым рвением никто не реставрировал. Ситуация изменилась только к 80-м, а мальчишки пятидесятых-шестидесятых беспрепятственно выбивали рогатками мозаику со стен храма Св. Николая, забирались в склепы, играли в “белых” и “красных” среди разрушенных могил тех, кто защищал наш город в другой жизни… Им, из беззаботного детства, тогда многого было не понять. Нам – детям и внукам тех мальчишек – придётся ситуацию менять в корне. И начать можно хотя бы с поездки на Бартеньевку – окраину, хранящую удивительные факты нашей истории.

Подготовила Анна Шмелева