В прошлый раз мы расстались на пл. Ушакова. Не будем торопиться ее покинуть. Здесь есть еще одно здание, интересное для нашего путешествия во времени. Это кинотеатр «Дружба». Вот уж где действительно соединились прошлое и современность. Соединились накрепко, в камне и штукатурке, как это всегда бывает, когда уцелевшие стены старого здания служат основой для возведения нового.

Наверное, мало кто помнит, что в этих вековых стенах люди собирались не для веселого времяпрепровождения, как сегодня. Но морально-этическая полемика вокруг кинотеатра-храма, не утихающая уже полстолетия, не наша сегодняшняя цель. Пожалуй, обратимся к архивному делу. В нем – маленький кусочек жизни римско-католического костела начала прошлого века.

После Крымской войны католики города не имели культового здания. В 1897 году севастопольское католическое общество направило в министерство внутренних дел ходатайство о постройке римско-католической церкви. Первоначально ее предполагалось строить на ул. Большой Морской. Впоследствии это место было продано, а приобретено более удобное на углу пл. Новосильского (сейчас пл. Ушакова) и ул. Театральной (ул. Шмидта). Председателем комитета по постройке римско-католического храма был Ф.А. Козловский – капеллан войск одесского военного округа. Автор проекта костела – военный инженер Н.И. Третесский. Проект костела был утвержден только через восемь лет – в мае 1905 года. А строительство длилось еще шесть. Наконец в 1911 году католический костел был построен. Внутренняя планировка здания представляла собой трехнефный зал с балконом и цокольным этажом.

Для трех тысяч католиков Севастополя начала ХХ века, две трети из которых носили воинский чин, открытие церкви, без сомнения, стало отнюдь не рядовым событием. Но католическая община тогда больше напоминала некую общественно-политическую организацию – в архивных документах находим устав общества, протоколы собраний прихожан, их списки. Вот, например, одна из таких поименных летописей, дата составления которой – июль 1923 года. В ней имена 77 прихожан – простых рабочих и начальников государственных структур, домохозяек и служащих – бывших крестьян и мещан, чье дореволюционное социальное положение тоже тщательно прописано в отдельной графе. Далее в архивной папке находим и подробные анкеты стоявших во главе церкви священнослужителей. Духовником и проповедником был тогда литовский римско-католический священник Матвей Матвеевич Гудайтис.

Костел просуществовал недолго – его закрыли в 1936 году. В период обороны Севастополя 1941-1942 годов в бывшей церкви находился радиоузел. В годы Великой Отечественной на совесть построенное из инкерманского камня здание сильно пострадало. И после войны его не спешили реставрировать. Только в 1960 году архитектор И.А. Брауде предложил использовать развалины католической церкви и соорудить на их основе кинотеатр. К уцелевшему торцевому фасаду пристроили застекленный вестибюль с кассами, вход в зрительный зал сделали со второго этажа, а выход – с первого. Получилось очень удобное помещение для просмотра фильмов.

Теперь здание с двойным историческим прошлым служит для демонстрации чужих историй, сочиненных и экранизированных. Пение приходского хора сменил звукоряд в системе объемного звучания, а потрескивание восковых свечек – хруст попкорна. Не мне судить о том, справедливо ли распорядилась история с католическим наследием Севастополя на рубеже смены политических режимов. Это каждый для себя вправе решать сам. Я лишь проводник по архивным страничкам прошлого. Кстати, до новой экскурсии осталась всего неделя.

Ксения Александрова